Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры: Громница 2011 - Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Громница 2011 впечатления после праздника Оценка: -----

#1 Гость_Всеслав_*

  • Группа: Гости

Отправлено 01 Февраль 2011 - 21:17

ГРОМНИЦА

2-го лютня славяне празднуют день Громницы. Кельтский Imbolс или Brigantia, Candlemas, Канделор - День Свечей средневековой Европы (Франция, Италия, Испания), скандинавская Blossmesse - Ветряная месса, день святой Бригитты, бывшей Белой Богини (Ирландия, Шотландия) – всё это названия одной и той же точки календаря и соответствующего ей праздника в Традиции.

Середина зимы, одно из самых холодных времён года. Но при этом свет уже начинает существенно прибывать.

Пришёл месяц-бокогрей,
Землю-Матушку не грел -
Бок корове обогрел,
И корове, и коню,
И седому старику
Морозу-Морозычу
Ты, Морозко, не серчай,
Из деревни убегай -
Что за тридевять земель,
да за тридесять морей!
Там твоё хозяйство,
ждёт тебя заброшено
Белым снегом запорошено
За ледяными печатями,
За семью железными замками:
Да за семью засовами!


- поётся в старинной народной песне…

День Громницы знаменует оживание года, обозначает перелом зимы на весну. Это - время пробуждения Богини, а с ней – пока ещё девственных, стихийных сил природы. Из чёрной зимней ипостаси бесплодной владычицы Нави, из старухи-Зимы, Богиня трансформируется в холодную ипостась повелительницы ранней весны, предстаёт в образе Девы-девственницы, священной Невесты Года и Солнца. Новая ипостась Богини покровительствует силам исцеления, ремёсел и поэзии.

У южных славян Богиню зовут Громовицей или Паляницей. В Восточные славяне почитают жену Перуна Додолу-Маланьицу, Перуницу. Перуница – это волевая, сильная сторона женского начала. Здесь можно провести параллель с греческой Афиной, Девой-Воительницей, дочерью Громовержца Зевса.

По поверью, в этот день происходит первая встреча старухи-Зимы с юной Весной на мироколице Яви, когда силы Весны дают первый бой силам Зимы и единственный раз в зимнее время гремит Перунов гром.

Громница - это день открытия источника юности и пробуждения воды (с пробуждением девственной женской силы связаны обряды освобождения воды или омовения в источнике юности). Это День Очищения года, время девственности мира, время, когда живые организмы начинают готовиться к приходу нового периода плодородия. Для кельтов на островах праздник Перелома Зимы становится праздником воды, для обитателей побережья северных морей – праздником ветра (у скандинавов говорят, что в этот день ветер поворачивает на весну), в магии славян – это праздник огня (но не больших костров, а малой свечи) и грома.

В День Очищения Года творят люди различные очистительные и обережные обряды и просят Хозяйку Зимы быть к ним милостивой. Ритуальное очищение, символизирующее собой переход из состояния старости, сна и смерти в состояние девственности и пробуждения, в Традиции является обязательным элементом для обрядов этого дня в самой разнообразной форме - общего омовения, умывания естественной влагой, отказа от пищи, кресения огнём и т.д. Например, для защиты от шторма призывают огонь – жгут мётлы и веники. В этот день у славян девам запрещено расчёсывать волосы, также не стоит прясть и плести сети.

Громница – значимый день для женской волошбы, особенно для дев, которые на данном этапе жизни своей ценят Силу и Волю, идут стезёй Перуницы. Интересно, что этот день был первым из 4-х дней, в которые британские ведьмы справляли свои шабаши.

Как маленькие отражения Небесного Пламени, Предки наши всюду запаливали малые огни на Земле. Наиболее известны «громовые свечи» или «громницы» - сильное средство народной магии. Огонь громницкой свечи равен по силе купальскому костру, только защищает он не весь окрест, а один дом. В Европе в Candlemas пламенем свечей выводили косые кресты на входе в дом и на накате, чтобы оградить дом от грома и нечистой силы. Ещё в начале XX века в Белоруссии в день перелома зимы проводился особый обряд освящения и чествования громничной свечи. Обряд этот имел величайшее значение на весь год. Творя обережье, хозяин дома огнём «громницы» опалял косым крестом волосы себе и всем домочадцам. Воск такой свечи смешивали с льняным семенем от бури. Потушенная свеча разламывалась на кусочки, которые раскладывались по клетям и в хлевах, чтобы спасти скотину от падежа и чумной заразы. Считалось, что нечистая сила не дерзнет к ней прикоснуться. Свечу брали на поля при начале сева и жатвы. Она охраняла межи, предотвращала заломы в хлебе, истребляла вредителей в нивах. «Громницу» давали в руки покойнику в минуты кончины и зажигали ее, чтобы пламя спасло этого человека на пути загробных мытарств и во время хождений по мукам, среди геенны огненной. «Громница», хранимая в доме в красном углу, оберегает дом от грома и молнии.

В эпоху двоеверия и по нынешнюю пору православные христиане отмечают 02-го февраля Сретенье (Встречу) Господне.

Какова погода второго числа - таков и весь февраль. Студёны сретенские морозы, но знает память народная и об оттепелях в это время, также именуемых сретенскими. «Что сретенский мороз? Пришёл февраль-батюшка, так и мужик зиму перерос». Ясный, солнечный день сулит раннюю весну. В народе говорят: «На Громницу зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама – лиходейка – со своего хотения потеет», «На Громницу Солнце на лето, Зима на мороз». Оттепель служит предвестницей «худой и гнилой весны». «На Громницу капель - в весну раннюю верь, если метель разгуляется - долго будет погода метельная, до конца месяца», «На Громницу снежок – на весну дожжок!» (т.е. весна будет мокрая). Если с вечера в канун Громницы небо усеяно звёздами, то и зима ещё не скоро «зачнёт плакать» и весна зацветёт на Руси позже обыкновенного.

По народному поверью в эту пору Лесной Хозяин, любимец Велеса, переворачивается в своей берлоге на другой бок («февраль рассечёт зиму пополам, а медведю бок согреет»).

На склоне дня Громницы деревенская детвора собиралась где-нибудь на пригорке за околицей и начинала первый раз закликать Солнышко, чтобы выглянуло оно «из-за гор-горы» и показало этим, что Весна действительно встретилась с Зимою.

Солнышко-вёдрышко, Выгляни, красное
Из-за гор-горы!
Выгляни, солнышко,
до вешней поры!

Видело ль, ты, вёдрышко,
Красную Весну?
Встретило ли, красное,
Ты свою сестру?
Видело ли, солнышко,
Старую Ягу,
Бабу ли Ягу -
Ведьму-Зиму?

Как она, лютая,
От Весны ушла
От красной бегла,
В мешке стужу несла
Холод на землю трясла
Сама оступилась,
Под гору покатилась
Встретила Весну -
Солнцеву сестру!


Если солнышко и в самом деле выглядывало перед закатом, то ребятишки приносили эту радостную весть, равнозначную примете, что прошли последние морозы, в деревню. Если же Солнце не «обрадует» - это предвещает сильные морозы на Велесовы святки.

Интересны также народные традиции в дни, следующие за Громницей. Например, накануне, 01 февраля, в старину совершался в деревнях обряд-заклинание мышей, которые к этому времени, истощив свои запасы, перебирались под скирды и начинали безданно-беспошлинно кормиться за крестьянский счёт. Заклинание исконных врагов хлебороба-пахаря проводилось специально приглашённым стариком-знахарем особой, освящённою многовековой давностью обрядностью.

Оттепель на Громницу напоминала заботливому хозяину, что пора начинать починку летней сбруи. Потому день 3-го февраля назывался «Починки». В этот день спозаранку осматривали лошадей, которых у нерадивых хозяев мог в ночь с Громницы заездить Домовой. Для предотвращения такой напасти вечером на Громницу привязывали лошадям кнут и онучи на шею, а за несколько дней до «опасной ночи» хозяйка задабривала Домового горшком горячей каши. Для усмирения же «разгулявшегося» Домового призывали знахаря, который особым обрядом «наводил порядок». Если же не усмирить, не задобрить Домового, то «из доброго Хозяин обернётся в лихого», а тогда беда – «всё во дворе и избе пойдёт на изворот, спорина пропадает, скот худеет и чахнет, люди болестям поддаются».

05-е февраля – «Агафья-поминальница», в день этот поминали умерших дедов-прадедов. В этот же день в Поволжских губерниях люди защищали свои хлева старыми лаптями, обильно смоченными дёгтем – так отпугивали «Коровью Смерть». Считалось, что чудище это, почуявшее оттепель и заморенное зимней голодовкой, начинает бродить вокруг сёл и высматривать себе поживу. По старинному поверью, «Коровья Смерть» не может зайти в село сама (совершённое осенью обрядовое опахивание деревни отгоняет её), а непременно завозится кем-то из людей.

06 февряля в народном календаре называется «Аксинья-Полухлебница, «Полузимница» - середина зимы, когда она в полной силе, но убыль её ближе с каждым днём. По этому дню старались рассчитывать расход хлеба и других припасов, чтобы к «Полухлебнице» израсходовать ровно половину.

07-го февраля в старину принято было печь пироги с луком и раздавать их случайным прохожим «на счастье». Верили, что таким образом призывают Счастье в свою семью. «Лады в семье – больше счастья и не найти, хоть весь свет обойти».

#2 Гость_Всеслав_*

  • Группа: Гости

Отправлено 07 Февраль 2011 - 12:03

Немного в этот раз собралось людей отпраздновать Громницу. 43 человека на зачине плюс неизменный спутник крайних теперь уже 4-х обрядов - лесной ворон, по установленной им традиции давший разрешение начать зачин.

Моя благодарность Диве, взявшей на себя подготовку и проведение праздника, "Белому Камню" в лице Ярославы, Любы, Олеси и ещё женщины (не знаю имени к сожалению)за песни, так оживившие праздник, Велизару за чай, Вадиму за гадание, Оксане за громовые свечи, а также всем тем, кто активно помогал готовить капище и место к празднику.

Фотографии в обработке. Доступ к фотоальбому будет открыт только участникам праздника. Наиболее удачные снимки будут переданы в ОСО и ЭСМИ для обработки и размещения на сайте.

#3 Пользователь офлайн   Вадим Казаков

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: Жрец ССО СРВ
  • Сообщений: 43 557
  • Регистрация: 23 Сентябрь 09
  • ГородКалуга, Вятичи

Отправлено 07 Февраль 2011 - 15:35

Я насчитал 47 человек.

#4 Пользователь офлайн   Летучий Вятич

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Заблокированные
  • Сообщений: 5 600
  • Регистрация: 29 Сентябрь 09
  • ГородМосква

Отправлено 09 Февраль 2011 - 14:02

Очень хороший праздник получился!
Несмотря на организованный Природой-Матушкой завал на капище.

Порадовали Зимушка-Зима и Весна. :)
Душевно было сыграно, не отнять.

Други, прошу извинить, что не остался на пир - очень срочные дела были вечером в столице.

P.S. Парни, лопатой надо махать веселее. ;)
Хоть и управились, но явно затянули с подготовкой.

#5 Пользователь офлайн   ВладиМирЪ

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 4 568
  • Регистрация: 15 Август 10

Отправлено 09 Февраль 2011 - 15:32

Просмотр сообщенияВятич (09 февраля 2011 - 14:02):

P.S. Парни, лопатой надо махать веселее. ;)
Хоть и управились, но явно затянули с подготовкой.
А на носу уже Велес... А снег всёё идёт... :D

#6 Гость_Всеслав_*

  • Группа: Гости

Отправлено 15 Февраль 2011 - 01:57

Ссылка на фотоальбом выслана участникам праздника. Кто не получил по каким-то причинам или альбом не открывается - пишите мне в личку.

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей