Русская баня история, традиции
#1
Отправлено 27 Январь 2011 - 15:11
Если с происхождением бани какая-то ясность у меня есть, то с точки зрения обрядовой части, знания, увы, скудны. Вот, что об этом удалось найти во всемирной паутине:"Такое яркое явление в крестьянском быту, как использование бани, нашло своеобразное отражение в верованиях, обычаях и обрядах русского народа. Интересные параллели между мытьем в бане и в печи встречаются в свадебной обрядности. Как известно, накануне венчания для невесты обязательно устраивали баню. В тех же районах, где бани отсутствовали, невесту перед свадьбой парили в печи. С традицией мыться в печи связан и такой удивительный обычай. После того как в избе «сбивали» печь, ее протапливали и парили в ней кошку (или просто помещали ее в печку). Смысл обычая тот же, что и при запускании кошки в новый дом: полагали, что кто первый вымоется в новой печи, тот вскоре умрет. Парение в печи, как и в бане, было средством излечения от многих болезней. Действительно, оно имело лечебный эффект, особенно когда для образования пара использовались настои и отвары трав. Баня в связи с приписываемым ей целительным эффектом фигурировала в различных магических действиях. В некоторых местах после мытья в бане трижды «перенимали воду с каменки», т.е. пропускали через гальку, составляющую свод печки. Этой водой потом окатывались и пили ее, чтобы «не брали уроки» (болезни, порчу). Больных грудных детей парили в печах вместе с собакой, чтобы болезнь перешла на животное. Собаку потом умерщвляли, так как она уже считалась носительницей болезни. В бане, по поверьям, всегда присутствует банный дух – банник (или баенник), который убивает людей, посещающих бани после полуночи. Аналогии с русскими поверьями о банном духе отмечаются в фольклоре коми-зырян и других финно-угорских народов. Баня воспринималась то как святое, то как проклятое место. Банник – далеко не однозначный мифологический персонаж: он пугает, а иногда и убивает тех, кто ходит в баню поздно ночью, однако хорошо относится к роженицам. В представлениях крестьян тех районов, где бани возникли недавно, банник особенно не любит, когда парятся в печи. Вот соответствующий фрагмент из записи фольклора: «Бабы, которые моются не в бане, а в печи, подвергаются опасности со стороны банного. Раз женщина в дер. Иванкин вечером залезла в печку попариться, а в избе никого не было. Банный пришел и так крепко приколотил заслонки, что потом еле отодрали. Женщину выволокли из печки чуть живую». Вместе с баней на новые места переносились и связанные с ней верования и обряды. Это прослеживается по материалам, относящимся как к русским, так и к соседним народам. В частности, исследователи предполагают, что обычай предсвадебной бани у мордвы и марийцев появился под влиянием русских."
Хотелось бы как можно больше узнать о роли бани в жизни наших предков, традициях, обрядах и т.д. Буду благодарен за любую информацию.
#2
Отправлено 27 Январь 2011 - 15:34
Баня в печи - использовалась редко, так как это происходило в доме (сами представьте) - мне кажется скорее всего - это в особых случаях делалось, либо если самой бани - как строения не имелось (кстати помойму записи о печи и бане в ней - более поздние, так как в ранних описывается именно строение - где парились, прутьями себя били и квасом обливались).
Вообще вопрос интересный...
Хотелось бы тоже послушать что скажут...
P.S. Хотя сложный и неоднозначный...
#3
Отправлено 27 Январь 2011 - 16:12
#4
Отправлено 27 Январь 2011 - 17:24
При выезде на 2-3 дня и более такая парилка вас порадует.
#5
Отправлено 28 Январь 2011 - 09:22
#9 Гость_Всеслав_*
Отправлено 28 Январь 2011 - 18:21
Кстати, в 4-м номере журнала "Родноверие" есть начальная, заглавная статья из планируемого цикла статей о русской бане. В ней (как и в будущем номере 5)речь идёт о банных обрядах. Далее планируется постепенно перейти к теме русской бани в нашей современной жизни.
В конце статьи есть рубрика "Банные премудрости", где предполагается делиться сохранившимися рецептами, хитростями и т.д. Присылайте через сайт журнала, если есть чем поделиться. Или мне напрямую в личку. Наиболее интересные "премудрости" будут опубликованы для нашей общей пользы. Да, поскольку у меня своя настоящая русская баня, то рецепты я по возможности проверяю, вы уж поаккуратней, без экстрима :D
Один из наших друзей, приходящих на праздники, держит банный городок в Подмосковье в Купавне, на берегу Бисеровского озера (кто был на праздновании Купалы в ССО и у Велесова Круга должны помнить команду банщиков с мобильной баней). Кому интересно посетить (а парят они со-товарищи профессионально, уж поверьте на слово), дайте знать. В контакте есть их группа со всеми деталями
Ближайшее "парение + прорубь" у них на Громницу, 02 февраля вечером и ночью
#11
Отправлено 01 Февраль 2011 - 02:52
BopoH (27 января 2011 - 15:34):
В современном переводе звучит так:
" Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко
от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье
днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он
пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним
ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет
город великий, и воздвигнет Бог много церквей". И взойдя на горы эти,
благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где
впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где
нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей - каков их обычай и как
моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в
Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: "Диво видел я в
Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их
сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут
на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва
вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И
творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят
омовенье себе, а не мученье". Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же,
побыв в Риме пришел в Синоп."
BopoH (27 января 2011 - 15:34):
Вообще вопрос интересный...
Хотелось бы тоже послушать что скажут...
P.S. Хотя сложный и неоднозначный...
И правда интересный вопрос, княгиня Ольга спалила послов древлян каким образом? На миниатюре Радзивилловской летописи изображена изба и текст: "Деревляном же пришедъшим, повеле Ольга мовь створити, рькуще сице: «Измывшеся придитеко мне». Они же пережьгоша истопку , и влезоша деревляне, начаша ся мыти; и запроша о них истобъку, и повеле зажечи я от дверий, ту изгореша вси." Получается, что мылись гости в печи? Не было бани? Или им такой способ помывки предложили...Интересно.
#12
Отправлено 01 Февраль 2011 - 11:12
Не понимая о чём собс-но речь, представляю каково было их изумление при виде бани.
ибн-Русте: "В земле славян холод бывает до того силён, что каждый из них выкапывает себе своего рода погреб, который покрывает деревянной остроконечной крышей, и на крышу эту накладывают земли. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв несколько дров и камней, раскаляют последние на огне докрасна. Когда же раскалятся камни до высшей степени, поливают их водой, от чего распространяется пар, нагревающий жильё до такой степени, что снимают уже одежду. В таком жилье остаются до самой весны".
Марвизи видит банный обычай еще хлеще: "У них такой сильный холод, что они роют глубокие ямы, покрывают их дёрном, затем нагревают паром от навоза и дров и остаются в них в зимние месяцы".
Конечно и свеженький навоз на морозе "парит", но перепутать "это" с банным парком.... Поразительная интерпретация.
#13
Отправлено 01 Февраль 2011 - 14:36
Цитата
Автор с лёгкой руки выкинул за ненадобностью финоугорское население, кое и сейчас имеется как в калужской, так и в тульской и рязанской и даже брянской областях. Поэтому стоит говорить о лукавстве истории посредством политизации, либо меркантильности историков.
#14
Отправлено 01 Февраль 2011 - 19:39
Хвирсон (01 февраля 2011 - 14:36):
Нужно просто читать статью далее, здесь на форуме не полный вариант.
"Скорее всего, областью возникновения традиции русской бани следует считать территории вблизи Балтийского моря – бассейн Западной Двины и район вокруг озера Ильмень. Дополнительным подтверждением может служить широкое распространение бани подобного типа в Новгороде ХШ века; в другие регионы она попала в разное время и разными путями.
Возникает вопрос, с какой культурой ее нужно связывать: с финно-угорской или славянской? В обоих случаях имеются доводы «за» и «против». У восточных славян бани встречаются преимущественно у северных русских и белорусов, т.е. там, где славяне непосредственно соприкасались с древними финно-уграми. Отсутствие их у южных восточнославянских групп свидетельствует о том, что «банная» традиция не характерна для изначальной общей культуры восточных славян. Особенности строительных традиций новгородских словен в Х-ХІІ вв., а именно наземные (незаглубленные) срубные постройки и печка-каменка, наиболее соответствуют конструкции «современной» бани, тогда как у балтов и северных финно-угров архаичные варианты построек предполагали некоторое углубление в грунт и открытый очаг. Распространившиеся у них к ХШ в. печки-каменки, вероятно, могли быть заимствованы от соседей, но для данного региона вернее будет не связывать традицию бани с каким-нибудь одним древним этносом. На рубеже I-П тыс. все этносы на этой территории, несмотря на разное происхождение, благодаря связям и взаимовлияниям, составляли единую культурную общность. Можно сказать, что и строительные традиции новгородских словен имели больше сходства с традициями иноэтничных соседей, чем отдаленных южных сородичей.
Вероятность первоначального появления бани в культуре финно-угров не так велика, как может показаться на первый взгляд. Версия о заимствовании ее переселенцами-славянами у местных финно-угорских народов оставляет открытым вопрос, почему оно произошло только на Севере, а в междуречье Волги и Оки (хотя и не повсеместно) эта традиция оказалась чуждой русскому населению. Со своей стороны финно-угры Русской равнины испытали большое влияние славянского (русского) домостроительства, и самобытные элементы у них фактически не прослеживаются. Сказать, что у них существовало изначально, а что было заимствовано позднее, весьма затруднительно.
Традиция бани у современных поволжских и прибалтийских финно-угров встречается, в основном, в тех же местах, где и у соседнего с ними русского населения. Но то же самое относится к распространению «паренья» в печи. Северные вепсы, соседствуя с русскими Прионежья и других районов, где повсеместно имеются бани, знают только эту традицию, южные же практикуют мытье в печи, как и их соседи. Кроме того, внутреннее пространство печи зимой использовалось южными вепсами как спальня. Паренье в печах, встречающееся кое-где на юге Среднего Поволжья, исследователи связывают с русским влиянием."
#15
Отправлено 23 Май 2011 - 19:53
Для этого печь должна быть хорошо, равномерно прогрета.
Когда солома перестает дымить (тем паче тлеть и гореть), то и печь для парения готова.
В печи, если её топят березой или осиной, копоти не бывает, посему запачкаться не возможно. Хотя, чЁ там про свинью, которая грязи везде найдет.
Будете смеяться, но вспомните сказку про бабу Ягу, которая Ивашку в печь на лопате толкала.
Я был свидетелем, когда простывшего ребенка прогревали в русской печи. И в печь его усаживали именно на лопате. Деревянной, разумеется.
Последний раз я видел настоящую русскую печь, пригодную для парения, в селе Ненинка Алтайского края. Она и сейчас там, только я здесь.
На севере устраивали парильные палатки.
С камнем в тайге напруга, поэтому сооружалось над костром подобие вазы из глины.
А в вазу насыпался песок, на который и плескали водой. В малом объеме жар был более чем значителен.
На Новой земле, камелек мы делали из гусянки от болотохода. В хороший костер внутри неё, мы бросали траки, пальцы от ГТТ и ворованные у геологов каменные керны.
Потом ставили вокруг армейскую палатку. Ведро воды вздымало её к небесам.
Хороший способ пропотеть - роешь канавку 1х2м и глубиной 0.5-0.7м Час-полтора жжешь в ней костер. Убираешь угли и застилаешь все лапником.
Ложишься внутрь и накрываешься чем можешь: брезентом, лапником, травой, шкурами...
Ну во первых так можно переночевать зимой в снегу, а во вторых пропотеешь до костей.
Жарко - соломы или лапника под себя подтолкни. Холодно - разгреби из под себя.
#16
Отправлено 24 Май 2011 - 15:41
Всеслав (28 января 2011 - 19:21):
Кстати, в 4-м номере журнала "Родноверие" есть начальная, заглавная статья из планируемого цикла статей о русской бане. В ней (как и в будущем номере 5)речь идёт о банных обрядах. Далее планируется постепенно перейти к теме русской бани в нашей современной жизни.
В конце статьи есть рубрика "Банные премудрости", где предполагается делиться сохранившимися рецептами, хитростями и т.д. Присылайте через сайт журнала, если есть чем поделиться. Или мне напрямую в личку. Наиболее интересные "премудрости" будут опубликованы для нашей общей пользы. Да, поскольку у меня своя настоящая русская баня, то рецепты я по возможности проверяю, вы уж поаккуратней, без экстрима :D
Один из наших друзей, приходящих на праздники, держит банный городок в Подмосковье в Купавне, на берегу Бисеровского озера (кто был на праздновании Купалы в ССО и у Велесова Круга должны помнить команду банщиков с мобильной баней). Кому интересно посетить (а парят они со-товарищи профессионально, уж поверьте на слово), дайте знать. В контакте есть их группа со всеми деталями
Ближайшее "парение + прорубь" у них на Громницу, 02 февраля вечером и ночью
У меня есть книга "Русская рубленая баня" Корепин А.А. могу дать интересующимся почитать вней именно по строительству русской бани есть практически всё, от фундамента до обустройства печи и полков.
#18
Отправлено 24 Май 2011 - 19:44
Не уж-то у Вас мужиков не осталось, кои баньки рубят по наитию и на глаз, а не по книгам?
Места-то добрые. И лесом не обижены.
Нет у нас вообще никого из старых аборигенов не осталось даже курган им насыпали в память :(
А сам я не очень в курсе как ичто подеревообработке, специальность у меня другая, автоматика систем противопожарной защиты. вот и добываю сведения где могу, книжки например читаю.
А лес унас осиновый в основном, на банью только и годится.
#19
Отправлено 24 Ноябрь 2011 - 14:57
Довольно интересную тему подняли Други. Поделюсь и я о чём ведаю.))
Тут был диспут по поводу бани как отдельного помещения и бани в печи. И то и другое имеет место быть. Причины были разные. Причины появления обычной бани описывать можно бесконечно. )) Объясню некоторые для бани в печи:
- она требует меньше затрат для строительства (по сравнениь с обычной);
- в степных районах, где с лесом напряг, это был выход из ситуации. (Хотя существовала практика строительства и соломенных бань);
- по тепловому режиму она мягче чем обычная баня, что более приемлемо для стариков и малых деток. Так обряд перепекания (не доношенных новорождённых 6-7 месячных восстанавливали именно в такой бане в печи). Именно этот обряд послужил сюжетом к формированию мнения что "Баба -Йага печёт маленьких детей в печи и потом съедает"
- в средней полосе России,где суровые зимы, печь с такими возможностями, позволяла в любое время, при необходимости организовать "банные процедуры", а основную баню готовили к субботе и обычно, при необходимости, объединились, чтоб не топить в холостую.
Вопрос о том кому принадлежит та или иная баня. Мне напоминает спор кто старше яйцо или курица. :rolleyes:
На сегодняшний день опыт бани в печи абсолютно не потерян, он адаптирован к современной жизни и занимает свою нишу в сфере банных услуг. Автором разработки современного варианта "бани в печи" является Виктор Валентинович Маслов. Баня так и называется "Баня Маслова"