В это время традиционно люди поздравляли друг друга, славили народившееся солнце.
Колида караселка
Колида красная девка
Колида не летай в поля
Колида не садись близко
Колида близко к дорожке
Колида будуть ехать
Колида купцы да боярцы
Колида возьмут тебе
Колида посодють тебе
Колида в зелёну карету
Колида повезут тебе
Колида продадут тебе
Колида за сто рублей
Колида красная девка
Колида не летай в поля
Колида не садись близко
Колида близко к дорожке
Колида будуть ехать
Колида купцы да боярцы
Колида возьмут тебе
Колида посодють тебе
Колида в зелёну карету
Колида повезут тебе
Колида продадут тебе
Колида за сто рублей
"Вот ходила Коляда во святые вечера" - такая строчка встречается во многих традиционных песнях. Колядовщики ходили по домам, величали хозяев, пели колядные песни. Хозяева обязательно должны были угостить колядующих.
Обычно к дому подходили с песней, в которой просили выйти хозяев.
Например:
Под лесом-лесом, под темным зеленым ходили блудили
Ой калёёёда
Семьсот казаков донских молодцов
Ой калёёёда.
Приблудили ко двору ко хозяевому
Ой калёёёда.
Ты хозяйка госпожа ты повыйди ка сюда!
Один из самых распространенных колядных мотивов - "Виноградьё". В каждой области, конечно, его распевали по своему, но в целом он звучал так:
Да виноградиё да красно-зеленоё!
Да уж мы ходим, не ходим спо Нову-городу
Уж мы ищем, не ищем господинов двор.
Господинов двор да высоко на горе,
Да высоко на горе, да далеко в стороне,
На семидесят верстах да на восьмидесят столбах.
Да на кажном ли столбе по маковке,
Да на кажной на маковке по замчужке (т.е. жемчужинке)
Да на кажной на замчужке по ленточке,
Да на кажной на ленточке по кисточке,
Да на кажной на кисточке по свечке горит.
Да этот чей стоит дом, да чей высок новый терем?
Да этот дом стоит (Имя Отчество хозяина)
Да эти горницы (Имя Отчество хозяйки)
Да ты позволь, сударь хозяин, ко двору прийти,
Да ко двору прийти, да на круто крыльцо взойти,
Да на круто крыльцо взойти, да за витое кольцо взять,
Да за витое кольцо взять, да спо новым сеням пройти,
Да спо новым сеням пройти, да в нову горницу взойти,
Да в нову горницу взойти, да против грядочки* встать,
Да нам еще того повыше – на лавочку сесть,
Да нам на лавочку сесть, да виноградиё спеть,
Да виноградё спеть, в дому хозяина опеть,
В дому хозяина опеть, в дому хозяйку припеть.
Да как хозяин во дому – да как ясен месяц
Да как хозяйка во дому – да жарко солнышко
Да малы деточки – да часты звездочки
Да нам хозяин-то дарил да золотую гривну
Да нам хозяйка-то дарила бел крупичатый калач
Да малы деточки – да по копеечке
Да золотую гривну мы на ярмарку снесем
Да мы на ярмарку снесем да мёд пропьем
Да бел крупичатый калач да на закуску съедим,
Да эти копеечки – на конфеточки.
Величали каждого, обязательно хозяина с хозяйкой и всех домочадцев.
Знающие люди выносили колядовщикам самое лучшее: пироги, сало и прочие яства, а также деньги. Иначе быть беде: каково могло быть удивление скупых хозяев, когда они, проснувшись утром, обнаруживали, что поленница переложена к их входной двери, или на крыше оказались их собственные сани (и это ещё не самое страшное, что могли придумать обиженные колядовщики - фантазии, как известно, у нас хватает).
Да и за словом колядующие в карман не лезли: уж коли угостили хорошо, так величали всю семью и желали в будущем году всего самого наилучшего: и чтобы рожь уродилась, и чтобы девок замуж брали, и чтобы в хозяйстве всё ладилось и т.д. А коли хозяева поскупились, так пожелать могли всяких пакостей, например: "у скупого мужика родись рожь хороша: соломкою густа, а колоском пуста!". Так что обижать колядующих никак нельзя было.
Вот ходила Коляда
Во темные вечера,
Вот просила Коляда
Ржаного пирога.
Кто не даст пирога—
Мы корову за бока.
Кто не даст сырчик—
Оторвём пырчик.
Кто не даст сала—
Разобьём мусала.
Кто не даст денег—
Мы утащим венек!
Или:
Авсень, авсень, завтра новый день.
Не дадите пирога - мы корову за рога!
Не дадите пышку - свинью за лодыжку!
Не дадите хлеба - стащим с печки деда!
Не дадите лапку - стащим с печки бабку!
Ой мороз, мороз, мороз не велел долго стоять - велел скоро подавать.
Открывай сундучок - доставай пятачок!
Одним из центральных элементов колядования был обряд вождения козы. Ряженые водили козу, которая могла делать, всё что её душе угодно: она безобразничала, бодалась, бодала хозяев. Но в один прекрасный момент коза "умирала" - и всё принимались её оживлять.
Мы сами не идём, мы козу ведём
А наша коза да недавно с Москвы.
Недавно с Москвы да с длинными косьмы,
С длинными косьмы да с козенятами.
Го-го-го, коза, го-го-го, сера
Не ходи коза у того сельца.
У того сельца—четыре стрельца.
Собираются, снаряжаются.
Хотят козу бить, серу погубить.
Стрельнули козе в правое ушко.
С правого ушка потекла юшка.
Тут коза пала, сера пропала.
Ну-ка, механос, дуй козе под хвост,
Ну-ка, Гаврила, дуй козе в рыла.
--Дайте кусок сала,
Чтоб наша коза встала.
Тут коза встала, серая пошла,
Где коза ходит—там жито родит,
Где коза ногой—там жито копой,
Где коза рогом—там жито стогом,
Где коза хвостом—там жито кустом!
В песне встречается слово "механос" - это человек, который ходил с мешком, в который собирали угощенье.
Ну а по вечерам, как известно, девушки гадали. Пели подблюдные песни (т.е. песни под гадание). Брали большую чашу, складывали туда у кого что есть: колечки, пуговки, бусы и т.д.
Далее заводили песню, например:
Будем песни петь будем перстни тресть, ой люли.
Кому выйдется, тому справдится.
Сядить кошечка у лукошечки,
Обвёвшися котенятками. (к деткам)
Будем песни петь будем перстни тресть, ой люли.
Кому выйдется, тому справдится.
Стоять коники заседланыя -
Только сесть на них да и поехать. (к замужеству)
"Кому поём, тому с добром, тому сбудется, не минуется!".
Весёлых свят!
Весёлых свят!