К теме: по-язычески ли поступила Васса Железнова из одноимённой пьесы М.Горького, уговорив мужа покончить с собой, чтобы смыть позор с семьи?
Это чисто риторический вопрос :) христианская церковь отрицает и считает грехом любое самоубийство(вроде самоубийц даже нельзя хоронить в освященной земле и поминать на службах(за упокой)).
Можно открыть и тему о эвтаназии ;) ,христианство выступает против.
К теме: по-язычески ли поступила Васса Железнова из одноимённой пьесы М.Горького, уговорив мужа покончить с собой, чтобы смыть позор с семьи?
Не читал данного произведения, но вот относительно самоубийства и позора, сведения есть.
Русы, совершали самоубийство в случае, когда им грозил плен, полагая, что попав в рабство при жизни, они останутся рабами и на том свете.
Что касается славян, то статус "изгой" являлся великим позором и вполне мог привести к самоубийству.
христианская церковь отрицает и считает грехом любое самоубийство(вроде самоубийц даже нельзя хоронить в освященной земле и поминать на службах(за упокой)).
Светозар, нам как-то до птички что там думает РПЦ.
Цитата
полагая, что попав в рабство при жизни, они останутся рабами и на том свете.
Очень похожее миропонимание у древних египтян и римлян, а также на кастовую систему Др.Индии.
Цитата
Не читал данного произведения
Муж по пьяни и по обоюдному согласию переспал с малолетней, чем вызвал интерес следователей по особо важным делам и царской полиции. Жена, боясь позора на своих детей и имя семьи уговаривает его принять яд. Он же, как военный, совершив ритуальное омовение тела, одевшись по параду спокойно принял яд. Вот как там.
Вообще самоубийство офицеров и подготовка к нему очень напоминает языческое мировоззрение. Одеваться перед уходом на тот свет в парадную чистую форму, будучи самим чистым (мытым).
Не по-язычески. Ибо поддался искусу и не ведал ,кто его толкает на подобную жертву. Славяне человеческие жертвоприношения совершали исключительно редко, можно сказать никогда. Если связывать с концепцией перерождения, то тоже не верно, так как смысла нет в убийстве воплощённой души его же рода. То есть, можно сделать вывод, что на данный поступок его толкнула сила, желающая извести его род и скорее всего это был морок.
Дровосек не славянин,судя по всему :D
По самоубийству, только при угрозе плена, сами шли на смерть, и то не сами себя,если была возможность, то от воина-друга, а то харакири и сеппуку это напоминает :D Ближайшие примеры воины Великой Отечественной. Стариков дохаживали при любых обстоятельствах, больных тоже. А петля и тому подобное - слабость.
Да.
Ты же сам написал "с...мифом".
Не спрашивают. Нет свободы выбора.
На любом производстве бывает брак. Даже совершеннейшие системы ОТК на 100% не защищают от выхода с конвейера некондиции. Можно и шире вопрос рассмотреть. Одна из версий: мутации вполне допустимо рассматривать, как экспериментальные модели. Некоторые доработки бывают очень даже удачными. Их совокупность назовём эволюцией.
Только надо понимать, что полезные мутации это очень маленькая доля. Грамм на тонну... И всё экспериментально неудачное природное называется неудачными пробами природы. Нас заставляют их любить, холить и лелеять. Даже изобрели новое понимание для толерантности. Первоначально этим термином обозначалась терпимость к легализованной во Франции проституции. Реклама по городу: "Они должны учиться вместе" Это о неполноценных, которым должны помогать обычные школьники...
1. Клятва на первое встречное существо, как говорилось выше - явление в сказках и не только в них распространенное, причем характерно не только для славян, подобные сюжеты есть и у европейских народов. Так же, нечто подобное имеется в библии в ветхом завете.
2. По дровосеку. Да по язычески поступил. Во первых, у древних иное представление было о жизни и смерти. Второе и самое главное. Клятвами мир держится. Нарушение клятвы может уничтожить мироздание, в общем тут дровосек мир спасает.
Сергей1234 поднял вопрос о психопатичности людей во власти. Во многом это так, за одной важной поправкой - если власть для правителя стновится на определённом времени возможностью удовлетворять своим личным, низменным запросам и мести, алчности, зависти. А вот если власть - это лишь высшее служение богам и своему народу, то справедливость правителя не разрывает его внутренний мир.
Князь мучился не от того, что он потерял власть. Он озоснал, что добивался с помощью власти лишб личных выгод. И самое главное, этот художественный образ князя не ищет себе оправдания, он на грани раздвоения и внтруеннего конфликта. Именно поэтому князь решает для себя, что из этого состояния его может вывести жертва и клятва...
Светозар Озёрский напомнил нам о распространённости жертв и клятв у ахейцев (эллинов), римлян и даков.
Мне вспомнился рассказ деда о Великой Отечественной войне. Многие воины Красной Армии неохотно рисковали своей жизнью в первый год войны. Но для всего народа очень важными для перелома в сознании были следующие обстоятельства.
- Это парад 7 ноября, когда народ увидел, что всё руководство страны в Москве и не сбежало. Подняты образы Невского, Суворова, Кутузова..
- Это пример последующий пример стойкости сибирских полков (в коих воевал мой дед), защищавших насмерть Москву и жервтенный клич: "Велика Россия (заметьте не СССР!), а отступать некуда, позади Москва".
- И очень важный пример с пленением сына Сталина. До сих пор достоверно неизестно сдался сам сын Сталина в плен или был ранен. Но в пропаганде был нанесён сокрушительный удар машине Геббельса. Ведь неизвестно, было ли на самом деле изречение-жертва Сталина: "Рядовых на генералов (подразумевался Паулс) не меняю". Но то, что большинство политруков в беседе с воинами РККА вставляли в беседе с воинами этот образ - доподлинно известно.
Таким образом, из подсознания был поднят эгрегор задачи выживания Рода. И клятва верности своей Родине воспринималась естественно важнее, чем ценность жизни. В наши дни именно жизнь, как способ существования представляется единственно правильным. Для того, чтобы сохранить жизнь сегодня многие изловчаются, обманывают, хитрят, нарушают обещания и предают друзей. Но жизнь цена лишь отдельной личности, но для сохранения Рода иногда требуются жертвы... Во всяком случае жертва ради чужого народа не воспринимается как разумной, так и естественной.
Дровосек (неважно что послужило причиной гибели его сына) показал образно с помощью топора и мёртвого тела важность клятвы для его понимания ценностей сущего и его мировозрения.
Вопрос не в том, поступил он (дровосек) как язычник или нет. Вопрос в том, что мы сегодня выбираем для ценности жизни: сохранение жизни любыми способами (зачастую в ущерб жизнями и благосостоянием других) или клятва и жертва во имя общества Родичей.
Очень любопытным мне представляется вопрос, поднятый в обсуждении.- Свои дети пахнут молоком, а чужие противно воняют.
Не даром в былинах часто встречается присказка: "Чую, русским духом пахнет!". По-видимому, делать может быть действительно в биохимии и гормонах. У каждой расы и у неродственных народов запахи свои.
Кто занимался спортом, тот поймёт о чём я. Когда в зале занимаются свои, то запах пота есть, но он не бьёт резким ударом в нос. Но стоит приехать на соревнования в другой регион, где особенно много ребят с Кавказа или Средней Азии и чувтствуешь другой запах - причём он неприятный.
Именно поэтому не всегда складываются отношения у отчима и мачехи с падчерицами. Именно поэтому возникает сигнал в подсозании, пробуждающий ярость и агрессию.
В былинах не даром полностью уничтожается чужое царство. Хотя по современным представлениям разумно бы использовать дворцы и замки врагов-императоров для своих нужд, но везде мы видим разрушение. Даже в американском фильме "Конан-варвар". К тому же род чужаков истребляется без остатка - и говорится "... не оставляй на семена". Испуганные джунгары-калмыки (смотрите викпедию) были на 90% истреблены китайцами, а оставшиеся в живых поростились по российское покровительство.
Поэтому и Пушкин употребляет образы тотального детоубийства в "Сказке о царе Салтане". Поэтому и примитивные гастрабайтеры пытаются изнасиловать и убить русских девочек и детей на подсознательном уровне и объяснить это не могут. Зверьки.
Но одно могу сказать с малолетними детьми знакомых и прдставителей своего Рода всегда нахожу общий язык и всегда могу расположить их к себе, а вот с чужеродными грудничками контакт не нахожу. Может это пока погрешности статистической выборки в эмпирических наблюдениях? Мне особенно представляется удивительным общение с чужими детьми грудного возраста или с детьми, которые ещё не умеют говорить. Может именно в это время они острее чувствуют?
..............................................
Вот и мальчик без страха посмотрел на князя, не почувствовав в нём опасности. Тем самы мальчик смутил князя, заставил его вспомнить, пробудил в нём совесть.